Корпоративный университет Российского движения школьников Медиакарта

Новости

Все Новости
Главная
/
Новости
/
Авторские практикумы из Самары — «Бери и делай!»
22 сентября

Авторские практикумы из Самары — «Бери и делай!»

«Грамматика человеческого» — в помощь при проведении воспитательных мероприятий.

По сути, методика, раскрытая в сборнике авторских практик «Грамматика человеческого», является своеобразным рупором важнейших концепций коллективного подхода в педагогике, доказавших свою практическую ценность и значимость в Всероссийском детском центре «Орлёнок», это набор сценариев реальных дел, перенесенных из «орлятского гнезда» в самые разные детские и молодежные среды — школьные, общественные, студенческие — реализующие идеи РДШ.

Представляем уникальный опыт группы ученых-практиков из Самары под руководством Елены Николаевны Болотниковой (кандидата философских наук, заместителя директора по научно-методической работе учреждения дополнительного образования «Парус» в городе Самаре, руководителя базовой площадки Всероссийского проекта «Профессиональные Старты» в Самарской области). В сборнике ученых-практиков из Самары, кроме  сценария «Грамматика человеческого»,  раскрыты сценарии еще нескольких событийных мероприятий: «Живые шахматы», «RED PARTY», «Мандала»  и др. Общая идея мероприятия под названием «Грамматика человеческого» состоит в организованной особым образом дискуссии, в которой участники работают в малых группах. По окончании дискуссии результаты обсуждения предоставляются для всеобщего ознакомления. В этом сценарии раскрываются задачи поиска конструктивного решения проблем межличностных отношений, развития способности формулировать правила поведения и действия в сложных обстоятельствах, сохраняя человеческое достоинство для всех сторон-участников. Множество задач ведет к одной общей цели — формированию гуманистической картины мира.

Своеобразным залогом успеха проведения служит овладение участниками специализированной технологией — методом case-study. Исходя из этимологии: case – случай, study – обучение, метод представляет собой обучение на примере реального события, случая. В общем виде суть метода заключается в следующем: озвучивается, представляется визуально (видео, печатная форма, комикс и проч.) какая-либо простая, конкретная житейская ситуация, которая может случиться с каждым. Отметим, что это всегда конфликт, протекающий во времени и социальном пространстве, он имеет внешнее выражение: например, высказанные вслух замечания, обидные слова и комментарии. Затем предлагается алгоритм работы с этой ситуацией: ее осмысление, нахождение решения и извлечение из нее определенных уроков.

Порядок рассуждений в методе таков: представление ситуации; определение проблемы, которая выявляется, становится очевидной в описанной ситуации; поиск причин сложившейся ситуации; определение вариантов решения ситуации; выбор наиболее адекватного разрешения, приемлемого с юридической, нравственной, культурной, политической, экономической, психологической точек зрения. 

Среди всего многообразия жизненных реалий, в которых уже побывали или потенциально могут оказаться участники события, можно выделить ряд конкретных мест, в которых они, во-первых, бывают чаще всего, во-вторых, имеется высокий риск возникновения неконтролируемых моментов, в-третьих, невозможность избежать подобных ситуаций, предвидеть их заранее и проч. На наш взгляд, таких локаций, мест, в которых случай может научить многому, существует несколько: школа (или любое учебное заведение), дом (любое местожительство), транспорт (муниципальный, коммерческий, авиа, железнодорожный), многолюдное публичное место (концерт, фестиваль, демонстрация, спортивные соревнования на стадионе и т.д.), виртуальная реальность (сетевое сообщество).

Методика, раскрытая авторами в сборнике, будет особенно полезна при организации мероприятий с детьми в направлениях развития гражданской активности и личностного развития. Надеемся, что методические разработки помогут будущим и настоящим вожатым, классным руководителям, воспитателям, педагогам  в организации воспитательных мероприятий с детьми в оздоровительных лагерях, в школах и в учреждениях дополнительного образования.


Предложи свою тему

Принимай участие в жизни и работе Российского движения школьников