По сути, методика, раскрытая в сборнике авторских практик «Грамматика человеческого», является своеобразным рупором важнейших концепций коллективного подхода в педагогике, доказавших свою практическую ценность и значимость в Всероссийском детском центре «Орлёнок», это набор сценариев реальных дел, перенесенных из «орлятского гнезда» в самые разные детские и молодежные среды — школьные, общественные, студенческие — реализующие идеи РДШ.
Представляем уникальный опыт группы ученых-практиков из Самары под руководством Елены Николаевны Болотниковой (кандидата философских наук, заместителя директора по научно-методической работе учреждения дополнительного образования «Парус» в городе Самаре, руководителя базовой площадки Всероссийского проекта «Профессиональные Старты» в Самарской области). В сборнике ученых-практиков из Самары, кроме сценария «Грамматика человеческого», раскрыты сценарии еще нескольких событийных мероприятий: «Живые шахматы», «RED PARTY», «Мандала» и др. Общая идея мероприятия под названием «Грамматика человеческого» состоит в организованной особым образом дискуссии, в которой участники работают в малых группах. По окончании дискуссии результаты обсуждения предоставляются для всеобщего ознакомления. В этом сценарии раскрываются задачи поиска конструктивного решения проблем межличностных отношений, развития способности формулировать правила поведения и действия в сложных обстоятельствах, сохраняя человеческое достоинство для всех сторон-участников. Множество задач ведет к одной общей цели — формированию гуманистической картины мира.
Своеобразным залогом успеха проведения служит овладение участниками специализированной технологией — методом case-study. Исходя из этимологии: case – случай, study – обучение, метод представляет собой обучение на примере реального события, случая. В общем виде суть метода заключается в следующем: озвучивается, представляется визуально (видео, печатная форма, комикс и проч.) какая-либо простая, конкретная житейская ситуация, которая может случиться с каждым. Отметим, что это всегда конфликт, протекающий во времени и социальном пространстве, он имеет внешнее выражение: например, высказанные вслух замечания, обидные слова и комментарии. Затем предлагается алгоритм работы с этой ситуацией: ее осмысление, нахождение решения и извлечение из нее определенных уроков.
Порядок рассуждений в методе таков: представление ситуации; определение проблемы, которая выявляется, становится очевидной в описанной ситуации; поиск причин сложившейся ситуации; определение вариантов решения ситуации; выбор наиболее адекватного разрешения, приемлемого с юридической, нравственной, культурной, политической, экономической, психологической точек зрения.
Среди всего многообразия жизненных реалий, в которых уже побывали или потенциально могут оказаться участники события, можно выделить ряд конкретных мест, в которых они, во-первых, бывают чаще всего, во-вторых, имеется высокий риск возникновения неконтролируемых моментов, в-третьих, невозможность избежать подобных ситуаций, предвидеть их заранее и проч. На наш взгляд, таких локаций, мест, в которых случай может научить многому, существует несколько: школа (или любое учебное заведение), дом (любое местожительство), транспорт (муниципальный, коммерческий, авиа, железнодорожный), многолюдное публичное место (концерт, фестиваль, демонстрация, спортивные соревнования на стадионе и т.д.), виртуальная реальность (сетевое сообщество).
Методика, раскрытая авторами в сборнике, будет особенно полезна при организации мероприятий с детьми в направлениях развития гражданской активности и личностного развития. Надеемся, что методические разработки помогут будущим и настоящим вожатым, классным руководителям, воспитателям, педагогам в организации воспитательных мероприятий с детьми в оздоровительных лагерях, в школах и в учреждениях дополнительного образования.
Принимай участие в жизни и работе Российского движения школьников
Поздравляем, Ваша заявка успешно отправлена.
На данный email выслано письмо с дальнейшими инструкциями для восстановления пароля.
Поздравляем, Вы успешно записались на очное мероприятие.
Поздравляем, Вы успешно записались на вебинар.
Поздравляем, Вы успешно записались на программу.
Поздравляем, Вы успешно записались на вебинар.