Корпоративный университет Российского движения школьников Медиакарта

Новости

Все Новости
Главная
/
Новости
/
Постигаем искусство общения вместе с детьми!
10 декабря

Постигаем искусство общения вместе с детьми!

Цикл «Слово психологу!»

Многим из нас общение с людьми дается нелегко. Почему одни могут легко знакомиться, заводить новых друзей, получать положительные эмоции от общения, а другие с трудом поддерживают даже обычную бытовую беседу, испытывают страх и неуверенность? Можно ли научиться общаться с людьми или это дар, доступный лишь избранным? Что мешает нам включаться в общение с другими людьми? И как эти умения развить у современных детей, увлеченных компьютерной коммуникацией? Арасланова Елена Викторовна, кандидат психологических наук, представляет 5 простых и эффективных приемов для развития коммуникативных навыков школьников. Материал будет полезен школьным психологам, классным руководителям, педагогам и родителям школьников.

Непреходящую ценность общения, реального контакта с другими людьми и дети, и взрослые остро ощутили и в период пандемии… Вместе с тем, развитие коммуникативных умений и навыков у детей и подростков наиболее активно осуществляется в реальном общении с другими людьми. Исследователи указывают на множество причин, препятствующих развитию коммуникативных навыков у современных детей и подростков — это и отсутствие дворовых сообществ, воспитание детей в однодетных семьях, снижение контактов с близкими и родными, подмена реального общения виртуальным, и многое другое. Как следствие этой ситуации – неблагоприятная психологическая обстановка в классе, группе, появление отверженных детей, ситуации травли в подростковой среде. Чаще других страдают застенчивые, неуверенные дети, дети с низкой самооценкой, либо школьники с недостаточным уровнем развития коммуникативных умений.

Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся является одним из значимых направлений воспитательной работы в школе, позволяет педагогам достигать воспитательных результатов, связанных с личностным развитием учеников. Одним из эффективных направлений в развитии и формировании коммуникативных умений и навыков у обучающихся является техника арт-терапии. Техника основана на занятиях различными видами искусства, включая рисунок, музыку, танец, игровую и песочную терапию, драматизацию и т.д. Ученые определяют арт-терапию как «метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем» [3].

Включение методов арт-педагогики в образовательный процесс способствует развитию различных сторон личности — коммуникативной, эмоциональной, интеллектуальной. Совместная творческая деятельность (рисование, танец, песня, сочинение, постановка спектакля и др.) позволяет оптимизировать коммуникацию в среде сверстников, изучить собственные сильные и слабые стороны, получить опыт совместной деятельности. Для этого педагогу необходимо придерживаться ряда правил. При этом важно занять безоценочную позицию. Работы, выполненные обучающимися в ходе упражнений, нельзя критиковать, либо хвалить, важно обратить внимание на эмоции и чувства, которые ребенок или подросток пережил во время творческого процесса, помочь прояснить эти переживания. Поэтому после каждого упражнения нужно обсуждать переживаемое. Оценочное отношение педагога к детским работам, порицание, неприятие негативных переживаний блокирует возможность творческого самовыражения обучающегося, понимания и принятия себя. Творцу, художнику для создания работы необходимо время, поэтому важно предусмотреть временной запас, не нужно торопить, подгонять детей, у каждого должна быть возможность закончить свою работу, рассказать о ней. Суетливость, ограничение во времени вызывают у обучающихся негативные переживания, пренебрежение их чувствами и переживаниями. Педагогу нужно позволить детям и подросткам самостоятельно принимать решение – участвовать или не участвовать в том или ином упражнении, рассказывать или нет о своих чувствах, переживаниях. Глубина открытости выбирается самим участником и принимается группой. Соблюдение этих простых правил позволит создать на занятии безопасную творческую атмосферу: принятия, коммуникации, доброжелательности.

Представляем вам игры и игровые упражнения для развития коммуникативных умений и навыков у детей и подростков, которые можно использовать для включения в программы психологической коррекции, программы воспитательной направленности — 5 приемов для развития коммуникативных умений и навыков у детей и подростков.



Литература:
1.    Адамьянц Т.З. В поисках эмоционального и смыслового контакта / Мир психологии, 2002, №4.
2.    Адамьянц Т.З. Диалог как основа толерантности. Учебная программа и методическое обеспечение. М., ИС РАН, 2005.
3.    Киселева М.В. «Арт-терапия в работе с детьми». СПб., «Речь», 2006г.
4.    Копытин А.И. «Арт-терапия детей и подростков». М., «Когито-Центр», 2007г.
5.    Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». М., «Академия», 2001г.

Предложи свою тему

Принимай участие в жизни и работе Российского движения школьников