Корпоративный университет Российского движения школьников Медиакарта

Новости

Все Новости
Главная
/
Новости
/
Советы НАЧИНАЮЩЕМУ классному руководителю
24 декабря

Советы НАЧИНАЮЩЕМУ классному руководителю

С чего начать знакомство с классом?

Кто такой классный руководитель? Учитель, воспитатель, руководитель, наставник, тьютор? Каждый ли учитель способен им стать? Кто-то считает эту работу дополнительной нагрузкой к своей учительской деятельности и изо всех сил старается ее избежать, а для кого-то классное руководство является главным делом всей жизни. И как бы не была трудна работа классного руководителя, несомненно одно, — она нужна детям!

Основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, ребята учатся общаться друг с другом и со взрослыми, принимаются или не принимаются ценности, формируются установки, дети получают опыт социализации ... В классе реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное формирование и сплочение коллектива, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором социального взаимодействия учащихся в классе, координатором и реализатором воспитательных воздействий, человеком, формирующим и развивающим классный коллектив, остаётся классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой помогает им организовать школьную жизнь. Перечислить всё, что должен и делает классный руководитель, невозможно. Классный руководитель, скорее, образ жизни, а не работа. Есть свои казусы, есть печали и расстройства, но есть и множество положительного, а его столько накапливается за годы работы! Интересно, что классного руководителя родители воспринимают практически как члена своей семьи, как некоего обязательно присутствующего в их жизни человека, без которого многие вопросы просто не могут быть решены.  Классное руководство — значимый жизненный и профессиональный опыт, через который проходит почти каждый педагог, желающий работать в школе. Без этого представления о детской психологии, педагогике, воспитании и социализации будут неполными, поверхностными.

Так кто же такой – классный руководитель? Классный руководитель — это, конечно же, педагогический работник, в чьи должностные обязанности входит создание благоприятных условий для индивидуального развития и формирования личности ребёнка; внесение необходимых корректив в систему его воспитания; помощь в решении проблем, возникающих у детей при общении между собой, с учителями, родителями; организация и воспитание классного коллектива (Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров.  «Педагогический словарь». — М., 2001). Классный руководитель — профессионал-педагог, духовный посредник между обществом и ребёнком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности, создающий условия для индивидуального выражения каждого ребёнка и осуществляющий индивидуальный корректив развития каждой личности (М.П.Нечаев.  Управление воспитательным процессом в классе. — М., 2006).

Мы начинаем с ПЕРВОГО БЛОКА СОВЕТОВ будущему или начинающему классному руководителю.

С чего начать? Итак, вы получили классное руководство в нагрузку. Запомните этот день — у вас будут дети! Много детей, целый класс, и он весь ваш! В педагогике решающее значение имеет первый момент входа в класс, первые уроки, первое знакомство с семьей, с детьми, первое родительское собрание.  Поэтому лучше всего будет заранее подготовиться к этим событиям.


  • Начните с заочного знакомства — изучите списочный состав класса. Если вам дали 5-й класс, подойдите к учителю, который учил этих ребят с самого начала их поступления в школу. Если любой другой — все-равно пообщайтесь с тем педагогом, который больше всех знает именно об этом классе. Возможно, есть смысл все-таки поговорить с учителем начальной школы.  Поинтересуйтесь, как учились дети, были ли проблемы у кого-то из них с поведением, кто входил в актив класса, на кого из родителей можно «опереться» при проведении различных мероприятий, постарайтесь узнать побольше информации, которая поможет вам спланировать воспитательную работу в классе. В среднем и старшем звене эту информацию также можно спросить у учителей-предметников, заместителя директора по воспитательной работе, педагога-психолога, вожатого...
  • Кстати, попробуйте заранее узнать про хобби и увлечения детей, в какие секции, кружки они ходят, чем занимаются-увлекаются в свободное время. Сходите в ближайшие организации дополнительного образования детей и пообщайтесь с педагогами. Они могут стать для вас самыми важными помощниками на все время работы с классом.
  • Не пренебрегайте информацией из социальных сетей. Обязательно изучите странички детей во «ВКонтакте», Instagram, ТикТоке и пр. Обратите внимание на их интересы, кто с кем общается.
  • Не забывайте, что воспитание все-таки начинается в семье, «в семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы» (словам В.А Сухомлинского можно доверять на 100%). Основа взаимодействия классного руководителя и семьи — заинтересованность обеих сторон в развитии ребенка, раскрытии в нем лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации. Изучите семьи своего класса, вам необходимо понимать проблемы в воспитании ребенка и жилищно-бытовые условия, в которых он находится, чтобы сформировать единый взгляд педагогов и родителей на воспитание и развитие детей. Если вы запланировали посещение семьи учащегося, заранее договоритесь с родителями о своем приходе. Не пренебрегайте этим моментом, это важно и именно это убережет вас от возможного непонимания и неприятия вас как педагога, от конфликтов. Будьте корректны, тактичны, выдержаны в общении, тон разговора должен быть абсолютно дружелюбным, спокойным, корректным. Хорошо, если вы заранее продумаете вопросы или основные пункты беседы.  Если не получается посетить семьи из-за событий, связанных с пандемией, постарайтесь все-таки поговорить с родителями, например, в формате онлайн или хотя бы по телефону. После посещения обязательно зафиксируйте основные выводы, сделанные вами.
  • Запомните и несколько запретов для себя: никогда не жалуйтесь родителям на их детей, требуя принятия соответствующих мер; отдавайте свое тепло, ласку не тем, кто на них напрашивается или кто вам нравится, а тому, кому это особенно необходимо; никогда не делайте замечания в агрессивной форме и гневе, не навешивайте ни на кого ярлыки; если не знаете, что сказать или как поступить, тогда не торопитесь (мудрость Сократа никто не отменял:  «Сомнение – не в пользу мудрых»).


Вы уже приступили к классному руководству, но некоторые из этих советов пропустили? Не отчаивайтесь! Просто сделайте это сейчас.


Предложи свою тему

Принимай участие в жизни и работе Российского движения школьников