Корпоративный университет Российского движения школьников Медиакарта

Новости

Все Новости
Главная
/
Новости
/
А вы знаете, кто на самом деле изобрел тим-билдинг?
3 марта

А вы знаете, кто на самом деле изобрел тим-билдинг?

Вы в курсе, что о педагогике можно слагать поэмы?!

Мы говорим «мозговой штурм», «тим-билдинг»*, «командообразование», «умение работать в команде», «повышение мотивации сотрудников»... И даже не вспоминаем о человеке, придумавшем это в педагогике. В 1988 году ЮНЕСКО озвучило имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века: А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер, а сам 1988 год был назван годом А.С.Макаренко в честь его 100-летнего юбилея. Произведения Макаренко переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд «Педагогическую поэму» сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Идеи Макаренко приходят к нам в Россию в виде зарубежных методик...

Антон Семёнович Макаренко — классик педагогики. Один из четырёх педагогов, по мнению ЮНЕСКО (1988 г.), определивших педагогическое мышление в ХХ веке. Но мир в новом тысячелетии кардинально изменился. Могут ли и сейчас современные родители и педагоги почерпнуть идеи для воспитания и обучения своих детей и учеников из трудов Антона Семёновича?  Новаторство Макаренко в яркой и четкой идее интегративности образования. Личность не является таковой от рождения, а такое качество, как «опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и воспитывать в коллективе. Каждый человек должен иметь свои права и стоять на активной позиции. Ребенка надо, в первую очередь, уважать как человека. Существующие стереотипы, что есть ПРАВИЛЬНЫЕ и НЕПРАВИЛЬНЫЕ явления, были им отвергнуты. Педагогика — не наука, где существуют догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века, предвосхитив основы современного гуманистического образования. Да, педагогическая система Макаренко формировалась в колонии. Ее суть в формуле: дело — ядро — самоуправление — формат.  Дело объединяло воспитанников, дисциплинировало, организовывало. В коллективе было ядро — актив воспитанников, которые помогали своим примером и делом в воспитании вновь прибывших. За счет этого ядра присутствовало и самоуправление в коллективе. Формат — это дисциплина, режим, правила, за соблюдением которых внимательно следил Антон Семёнович. Саму методику Макаренко можно изложить в 7 принципах.


Принципы педагогики Макаренко

  • Дети — это НЕ ЗАРОДЫШИ будущих ЛИЧНОСТЕЙ, а школа не подготовительный этап.
  •  Детей должен объединять КОЛЛЕКТИВ. Каждый ребенок должен чувствовать себя причастным к чему-то большему, должен знать, что он за что-то отвечает. Коллектив должен постоянно развиваться ставить новые цели и идти к ним.
  • У коллектива должны формироваться ТРАДИЦИИ большие и маленькие, которые помогают объединять детей, вырабатывать общие нормы поведения.
  • Дети принимают РЕШЕНИЯ и отвечают за них. Жизнь и досуг группы определяет сама группа. В каждой группе голосованием выбирается старший. Старший группы занимает свой пост всего полгода и только один раз.
  • Дети должны трудиться. ТРУД — это необходимая часть воспитания, но труд должен быть обоснованным. Ребенок должен знать, ради чего он работает, что даст ему эта работа или кому она поможет.
  • Педагог, родитель и воспитатель должны быть ИСКРЕННИМИ по отношению к детям. Нельзя использовать шантаж как инструмент управления. То есть, в любой конфликтной ситуации припоминать ребенку его прошлые ошибки нельзя.
  • ДИСЦИПЛИНА — это не метод воспитания, а его РЕЗУЛЬТАТ, наша задача — воспитывать правильные привычки, такие привычки, когда мы поступали бы правильно вовсе не потому, что сели и подумали, а потому, что иначе мы не можем, потому что мы так привыкли.

Предлагаем вам оценить некоторые из его удивительных высказываний о воспитании:

  • научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно;
  • воспитание происходит всегда, даже тогда, когда вас нет дома;
  • почему в технических вузах мы изучаем сопротивление материалов, а в педагогических не изучаем сопротивление личности, когда её начинают воспитывать;
  • отказаться от риска — значит, отказаться от творчества.


Антон Семенович разработал методику, которая творила чудеса, делая из беспризорников полноценных членов общества. Безусловно, не нужно забывать о том, когда и для кого преимущественно была разработана методика. Однако это особо и не мешает использовать ее и сегодня просто с поправками на действительность.


Что почитать: «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей» (автор — А. С. Макаренко).


Для справки

* Тимбилдинг — это особые практикумы на командообразование, основанные на командных играх и приключениях, психологических и игровых тренингах, обучающих коллектив совместной активной деятельности для достижения общей цели.


Предложи свою тему

Принимай участие в жизни и работе Российского движения школьников