Мы говорим «мозговой штурм», «тим-билдинг»*, «командообразование», «умение работать в команде», «повышение мотивации сотрудников»... И даже не вспоминаем о человеке, придумавшем это в педагогике. В 1988 году ЮНЕСКО озвучило имена четырёх великих учителей, определивших способ педагогического мышления XX века: А.С. Макаренко, Д. Дьюи, М. Монтессори и Г. Кершенштейнер, а сам 1988 год был назван годом А.С.Макаренко в честь его 100-летнего юбилея. Произведения Макаренко переведены почти на все языки народов мира, а его главный труд «Педагогическую поэму» сравнивают с лучшими романами воспитания Ж.Ж. Руссо, И. Гёте, Л.Н. Толстого. Она также названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века. Идеи Макаренко приходят к нам в Россию в виде зарубежных методик...
Антон Семёнович Макаренко — классик педагогики. Один из четырёх
педагогов, по мнению ЮНЕСКО (1988 г.), определивших педагогическое
мышление в ХХ веке. Но мир в новом тысячелетии кардинально изменился. Могут ли и
сейчас современные родители и педагоги почерпнуть идеи для воспитания и
обучения своих детей и учеников из трудов Антона Семёновича? Новаторство Макаренко в яркой и четкой идее интегративности
образования. Личность не является таковой от рождения, а такое качество, как
«опыт быть личностью», как утверждал Макаренко, надо воспитывать, и
воспитывать в коллективе. Каждый человек должен иметь свои права и
стоять на активной позиции. Ребенка надо, в первую очередь, уважать как человека. Существующие стереотипы, что есть ПРАВИЛЬНЫЕ и НЕПРАВИЛЬНЫЕ
явления, были им отвергнуты. Педагогика — не наука, где существуют
догмы. По мнению многих исследователей, именно Антон Семенович стал
самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века,
предвосхитив основы современного гуманистического образования. Да, педагогическая система Макаренко формировалась в колонии. Ее суть в формуле: дело — ядро — самоуправление — формат. Дело объединяло воспитанников, дисциплинировало, организовывало. В коллективе было ядро — актив воспитанников, которые помогали своим примером и делом в
воспитании вновь прибывших. За счет этого ядра
присутствовало и самоуправление в коллективе. Формат — это дисциплина, режим, правила, за соблюдением которых внимательно следил Антон Семёнович. Саму методику Макаренко можно изложить в 7 принципах.
Принципы педагогики Макаренко
Предлагаем вам оценить некоторые из его удивительных высказываний о воспитании:
Антон Семенович разработал методику, которая творила чудеса, делая из беспризорников полноценных членов общества. Безусловно, не нужно забывать о том, когда и для кого преимущественно была разработана методика. Однако это особо и не мешает использовать ее и сегодня просто с поправками на действительность.
Что почитать: «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей» (автор — А. С. Макаренко).
Для справки
* Тимбилдинг — это особые практикумы на командообразование, основанные на командных играх и приключениях, психологических и игровых тренингах, обучающих коллектив совместной активной деятельности для достижения общей цели.
Принимай участие в жизни и работе Российского движения школьников
Поздравляем, Ваша заявка успешно отправлена.
На данный email выслано письмо с дальнейшими инструкциями для восстановления пароля.
Поздравляем, Вы успешно записались на очное мероприятие.
Поздравляем, Вы успешно записались на вебинар.
Поздравляем, Вы успешно записались на программу.
Поздравляем, Вы успешно записались на вебинар.