Всероссийский конкурс методических разработок «Ежедневно с РДШ» (далее — Конкурс) проводился с 20 мая по 15 июля 2020 года для педагогических работников, индивидуально или группой, образовательных организаций: специалистов по воспитанию школ, учреждений дополнительного образования, профессорско-преподавательского состава организаций профессионального образования.
Цель Конкурса — поиск и создание инновационных методических разработок, оказывающих эффективное влияние на развитие РДШ в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Организатором Конкурса является Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (далее — РДШ), соорганизатором конкурса выступило федеральное государственное бюджетное учреждение «Российский детско-юношеский центр» (далее — ФГБУ «Росдетцентр»).
На Конкурс в соответствии с Положением можно было представить методические разработки в формате презентации; видеоролика от 3 до 10 минут; скрайбинга — способа визуализации смысла с помощью кратких тезисов и простых рисунков; комикса — серии картинок, с помощью которых ведется связное повествование; лонгрида — способа подачи объемного текста в интернете; печатного текста не более 10 страниц и др., в основе которых лежит содержание деятельности РДШ (материалы мероприятий и проектов РДШ). Приём заявок с методическими разработками осуществлялся в период с 20 мая по 15 июля 2020 года на электронную почту ucheb@rdsh.education (в теме письма необходимо было указать Ф.И.О. участника и название конкурса «Ежедневно с РДШ»), прикрепив к письму с материалами также правильно анкету, заполненную в соответствии с Положением о Конкурсе. Для участия в конкурсе педагогам также было необходимо зарегистрироваться на сайте Корпоративного университета РДШ и подписаться на официальную группу Корпоративного университета РДШ «Вконтакте».
В Положении о Конкурсе определены 5 номинаций:
- номинация «Лучшая методическая разработка для обучающихся 1-2 классов» (1,2 место);
- номинация «Лучшая методическая разработка для обучающихся 3-4 классов» (1,2 место);
- номинация «Лучшая методическая разработка для обучающихся 5-6 классов» (1,2 место);
- номинация «Лучшая методическая разработка для обучающихся 7-9 классов» (1,2 место);
- номинация «Лучшая методическая разработка для обучающихся 10-11 классов» (1,2 место).
Методические разработки, представленные для участия в Конкурсе, должны быть выполнены по одной из 9 тем РДШ, раскрытых в Положении о Конкурсе: здоровье, личность, взаимоотношения, труд и творчество, счастье, природа, Родина, знание, жизнь. Материалы конкурсной заявки конкурсантам необходимо было оформить в соответствии с требованиями брендбука РДШ.
На Конкурс представлено 336 заявок. Две заявки были признаны не удовлетворяющими требованиям Конкурса, поэтому в итоге оценивалось методические разработки из 334 заявок по 5 номинациям.
Наибольшее количество представленных работ получено по номинациям:
«Лучшая методическая разработка для обучающихся 7-9 классов» — 100,
«Лучшая методическая разработка для обучающихся 3-4 классов» — 57,
«Лучшая методическая разработка для обучающихся 5-6 классов» — 54. В 56
заявках конкурсанты не смогли четко определиться, по какой из номинаций
они решили участвовать в Конкурсе. Наибольшее число представленных работ получено по темам Конкурса: «Здоровье» — 52, «Личность» — 44, «Природа» — 33. По конкурсной теме «Счастье» на Конкурс подано всего 3 заявки. В 18 заявках конкурсную тему конкурсанты не указали или определили не четко. В разрезе федеральных округов следует отметить следующие статистические данные: количество регионов, педагоги которых отправили работы на конкурс, — 60; количество регионов, педагоги которых не подали на конкурс ни одной заявки, — 25; больше всего заявок от педагогов Рязанской области — 39. Общее количество оцениваемых работ в разрезе Федеральных округов и соответствующих им регионов —
ЗДЕСЬ.
Конкурсный отбор в соответствии с Положением о Конкурсе состоял из трех этапов:
- Проверка технического соответствия представленных на Конкурс методических материалов техническим требованиям, описанным в Положении о Конкурсе.
- Экспертиза работ, соответствующих техническим требованиям, по трем группам критериев (Приложение 3 к Положению о Конкурсе).
- Анализ результатов, определение победителей в каждой номинации.
В результате проверки технического соответствия представленных на Конкурс методических разработок требованиям, указанным в
Положении о Конкурсе, были выявлены следующие типичные недостатки в работах:
- в теме письма не указаны Ф.И.О. участника и название Конкурса;
- к письму с методической разработкой не прикреплена заполненная анкета, анкета заполнена неправильно и/или имеются существенные грамматические ошибки;
- конкурсант не зарегистрировался на сайте Корпоративного университета РДШ и/или не подписался на группу Корпоративного университета РДШ в социальной сети «ВКонтакте»;
- в заявке не определена точная тема методической разработки;
- в заявке не определена точная номинация для участия в Конкурсе;
- к письму с заявкой не прикреплена методическая разработка и/или, методическая разработка представлена с нарушениями требований, указанных в Приложении 2 Положения о Конкурсе;
- требования брендбука РДШ не выдержаны во всей работе или вообще не учитываются автором;
- ссылки в заявке/письме на методическую разработку не открываются, предоставленные файлы закрыты для доступа экспертам, заявленные материалы по адресу указанной ссылки отсутствуют;
- видеопрезентация идеи не представлена в заявке.
Таким образом, проверка технического соответствия представленных на Конкурс методических разработок требованиям, указанным в
Положении о Конкурсе, показала актуальность проблемы повышения уровня технической квалификации педагогов. По итогам этого этапа были определены 79 методических разработок, которые оценивались экспертами по трем группам критериев с показателями, отраженными в
Приложении 3 к Положению о Конкурсе.
1) Критерий достаточности сопроводительной информации.
В разрезе критерия достаточности сопроводительной информации, по мнению экспертов, типичными недостатками видеопрезентаций методических идей конкурсантов являются следующие:
- отсутствие в заявке видеопрезентации или ее замена фрагментом телепередачи;
- отсутствует или слабо отражается идея проекта;
- изобилует текстом;
- выполнена однообразно, недостаточно технически обработана;
- почти не видно экрана, с которым работает педагог;
- повторяет идеи лонгрида, не имеет самостоятельного начала;
- вариант «говорящей головы» мало привлекателен, «говорящая голова» выходит за рамки кадра;
- недостаточно отобраны изображения;
- выглядит пустой.
В тоже время эксперты отметили отличное качество ряда видеопрезентаций идей и их хорошую раскадровку, содержательность и динамичность, разнообразие используемых цифровых инструментов, наличие текстового комментария, использование приемов игрового фильма, видеоскрайбинга и репортажа. В качестве лучших примеров видеопрезентаций эксперты отмечают работы следующих конкурсантов:
- образовательный интенсив «Использование стендовой презентации в работе детских общественных объединений и Российского движения школьников. Как подготовить стендовую презентацию» — работа методиста и педагога дополнительного образования Детско-юношеского центра Е. К. Кузнецовой (г. Кулебяки Нижегородской области);
- дискуссионный практикум «Благотворительность» — работа руководителя ресурсного центра РДШ в Республике Карелия Е.М. Михайловой (г. Петрозаводск, Республика Карелия);
- проект «Балашов в кадре» — работа педагога дополнительного образования Центра «Созвездие» г. Балашова, руководителя школьного информационного Центра Балашовского района С.В. Праховой (г. Балашов, Саратовская область);
- внеклассное занятие «Призраки Демьянска» (о воздушно-десантной бригаде Демьянской десантной операции во время Великой Отечественной войны) учителя изобразительного искусства средней общеобразовательной школы села Пасегово Т.Е. Астраханцевой (с. Пасегово, Кировская область);
- серия образовательных практик «Выбирай свой стиль общения! Успех выберет тебя!» — общая работа старших вожатых Районного центра внешкольной работы О.З. Подоговой, М.Ю. Разборовой, И.М. Курициной, Н.С. Сорокиной, Е.А.Лавреновой, Ю.А. Плешковой и Т.П. Комаровой (с. Ковернино, Нижегородская область).
2) Критерий целостности содержания и культуры оформления.
Типичные недостатки методических разработок конкурсантов в разрезе критерия целостности содержания и культуры оформления, по мнению экспертов:
- расхождение между содержанием и целями, содержанием и выбранными формами, обозначенными в мероприятиях и проектах;
- несоответствие содержания мероприятий целям, задачам и направлениям деятельности РДШ;
- не раскрыта технология, методика и алгоритмы реализации мероприятия или проекта;
- несоответствие мероприятий заявленному в номинации возрасту школьников и указанной в заявке конкурсной теме;
- вместо методической разработки представлен пропагандистский ролик, конспект учебного занятия, видеомонтаж из жизни класса/школы, отчет или положение о мероприятии и/или методическая составляющая полностью отсутствует;
- использование традиционных способов и форматов информирования, не отвечающих требованиям и коммуникациям современной подростковой среды;
- отсутствие механизмов создания условий для проявления активности, инициативы школьников, нет описания приемов взаимодействия со школьниками;
- недочеты в технике речи, речевые и стилистические ошибки и оговорки в устной речи ведущего в видео; орфографические ошибки и опечатки, пунктуационные ошибки в текстах презентаций и методических разработках; нарушения грамматической сочетаемости в текстах презентаций и методических разработках, а также в речи ведущего в видео;
- переизбыток деталей и перегруженность информацией или недостаток деталей и низкая степень информативности.
Эксперты отметили также и отличное качество ряда методических разработок, хорошую их технологическую и техническую проработанность, а также высокую степень целесообразности выбранных методов и приемов работы в соответствии с заявленными целями и, в целом, эстетичность представленных материалов. В качестве лучших примеров на соответствие критерию целостности содержания и культуры оформления эксперты отмечают работы следующих конкурсантов:
- интеллектуальная игра «Где логика. История Великой страны» — работа педагога-организатора Центра развития творчества детей и юношества г. Кирова А.М. Скворцовой (Кировская область);
- сборник методических материалов «Азбука лидерских знаний» — работа коллектива методистов Брянского областного губернаторского Дворца детского и юношеского творчества имени Ю. А. Гагарина А. М. Кузнецовой, Ю.А. Синицыной и О. Э. Шварц (г. Брянск, Брянская область);
- слет «Набираем высоту — нас 51» (разработка и подготовка методом совета дела — КТД) — работа творческого дуэта методиста и педагог-организатора Астраханского областного центра развития творчества А.М. Прокудиной и М.А.Цыпленковой (Астраханская область);
- мероприятие «Беру в руки книгу о прошлой войне…» — работа учителя русского языка и литературы Чернавской школы Г.Д. Шуваловой (Рязанская область);
- открытый районный фестиваль школьных СМИ «В теме центра» — работа педагога-организатора детского дома творчества «Фонтанка-32» Р.А. Чудиновских (г. Санкт‑Петербург);
- мероприятие «Школьный блокадный дневник» — работа Р. О. Новикова (учитель, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 368) и Н.О. Ивановой (учитель, заместитель директора средней общеобразовательной школы № 367), г. Санкт-Петербург.
3) Критерий действенности практики.
Типичные недостатки методических разработок конкурсантов в разрезе критерия действенность практики, по мнению экспертов:
- направленность на организацию досуговых развлекательных мероприятий в ущерб воспитательным задачам и направлениям деятельности РДШ;
- в большинстве работ не отражена возможность участия лиц с особыми образовательными потребностями, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- перекос в ряде методических разработок на использование технологий, а не на решение воспитательных задач и реализацию направлений деятельности РДШ;
- в некоторых работах конкурсантов используются темы и направления, не работающие на реализацию целей, задач и направлений деятельности РДШ.
Тем не менее эксперты отметили и высокое качество ряда методических разработок, их новизну, оригинальность, содержательность и динамичность, разнообразие используемых цифровых инструментов в сочетании с современными дидактическими подходами, ориентированность на цели и направления деятельности РДШ. В качестве лучших примеров методических разработок в разрезе критерия действенности практики эксперты отмечают работы следующих конкурсантов:
- площадка форума «Родителям от РДШ» и межмуниципальный интеллектуальный турнир лидеров РДШ — две работы специалиста по работе с
молодежью Центра внешкольной работы «Дзержинец» Н.С. Ниязовой (г. Тюмень, Тюменская область); - обучающий семинар «Школа лидеров РДШ» — работа педагог-организатора средней общеобразовательной школы № 5 г. Рыбинска, муниципального координатора Ярославского отделение РДШ М.Н. Мясниковой (г. Рыбинск, Ярославская область).
Положительные примеры вышеперечисленных методических разработок предполагается в дальнейшем использовать в качестве образцов в соответствующих онлайн-курсах и семинарах Корпоративного университета РДШ в целях совершенствования методической, технической и технологической групп компетенций,умений и навыков реализации воспитательных практик педагогов и руководителей образовательных организаций.
Результаты Всероссийского конкурса методических разработок «Ежедневно с РДШ» и данные победителей конкурса — ИТОГИ.
По результатам видно, как распространяются в стране идеи Российского движения школьников. Работы конкурсантов будут размещены в контент-агрегаторе воспитательных практик «Ежедневно с РДШ» с тем, чтобы у педагогов и руководителей образовательных учреждений РФ были качественные ориентиры на передовой педагогический опыт в сфере реализации идей РДШ на местах. В связи с принятием Госдумой поправок в закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся воспитательная работа должна стать частью всех образовательных программ и в школах, и в других образовательных организациях. Учитывая рекомендации министерства просвещения РФ о необходимости уже с 01.09.2020 года организовать работу в образовательных организациях РФ по разработке и внедрению рабочих программ воспитания, рекомендуем образовательным организациям РФ использовать лучшие методические разработки, размещенные по итогам Конкурса в контент-агрегаторе воспитательных практик «Ежедневно с РДШ», при реализации рабочих программ воспитания. Несмотря на то, что по итогам Конкурса выбраны лучшие работы и победители, все работы педагогов, отправленные на Конкурс, заслуживают внимания педагогическими, техническими и технологическими знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необыкновенными профессиональными находками авторов.